«Я убил», – это звучит словно усиление, принятие события постфактум. «Я убил царя», – звучит намного ярче. Кто этот я? Зачем убил? Волна исторических тайн раскрывается, и мы узнаём, что нас окружают совсем не те, кто ранее казался нам таким близким и знакомым, да сами мы не те, кем сами себе казались.
Читка Ларисы Абашевой вызвала бурю экспрессии и эмоций. Совершенно новое, совершенно уникальное событие, а главное – уникальный материал. Зачастую такие произведения стараются не показывать публике, а хранить где-то там, глубоко в столе, но только не сейчас.
Драматург Олег Богаев выстраивал текст на основе записей следователя, который вёл дело об убийстве царской семьи. Лариса Абашева сделала из этого текста невероятный остросюжетный криминалистический детектив, где самые настоящие обычные люди раскрываются с самой естественной стороны, ведь кто убил царя?
«Я убил царя! Я, простой русский мужик!» – так раскрывается истина, которую хочется узнать как можно скорее. А судьи кто? А нет судей. Ни в чьём лице. Лишь факты. При этом атмосфера читки очень гармонично сочетается с атмосферой самого места проведения: полумрак, тесные костюмы, детектор лжи, публичные заявления – режиссёр будто делает зрителя участником ток-шоу. Иногда даже кажется, что вот-вот и наступит твоя очередь говорить, кто же повинен в содеянном и что тебе об этом всём известно.
На читке присутствовал и сам драматург, а также заместитель министра культуры Сергей Радченко. Замминистра отметил, что читка удалась на славу: «Я считаю, что это большая удача! Продумано потрясающе и очень эффектно. Более того, музыка создаёт ощущение прошлой эпохи, эпохи немого кино. Лично я вижу их именно так, как видит режиссёр. Я могу поздравить Ларису!»
Ксения Альпинская